Самые востребованные профессии XXI века.

 

 

 

 

 

 

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
___________________________________________________________
Тематическое направление
 
«Самые востребованные профессии XXI в.»
___________________________________________________________
Тема методической разработки

 

 

 

 

  Хаджиева Луиза Газмагомедовна     заместитель директора по ВР.

Муниципальной бюджетное общеобразовательное учреждение           

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Самашки» _____________________________________

Авторы: Хаджиева Луиза Газмагомедовна,

Тепсаев А.Р., Адуева М.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Тематическое направление

Данное мероприятие разработано в рамках тематического направления: «трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».

В качестве трудового воспитания сегодня мы понимаем формирование навыков создания нового продукта или оказания услуги. То есть воспитание посредством деятельности, которая может быть применена в профессиональной карьере или практической жизни, в повседневности. Результатом трудового воспитания должно быть формирование или развитие навыков такой деятельности, формирование ответственного отношения к труду, понимания связи своей деятельности с результатом, от которого зависит благополучие ребенка и других людей, навыка самостоятельного планирования своей деятельности. Одновременно трудовое воспитание должно развивать компетенции «уметь», поскольку в этом процессе теоретические знания применяются на практике, решается творческая задача реализации знаний в конкретной ситуации, применительно к имеющимся условиям. Поэтому трудовое воспитание является неотъемлемой частью существующей системы образования, так как позволяет реализовать все заложенные в ней компетенции. Кроме того, трудовое воспитание способствует адаптации молодого человека в обществе, повышению его самооценки. Достигая поставленных задач в трудовой деятельности, молодой человек осознает, что он способен справляться с жизнью, что он владеет знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему стать активным участником жизни общества наравне со старшим поколением.  Одновременно он, пробуя применить свои навыки, может понять, какие качества ему необходимо развивать, или решить попробовать себя в другой профессии. Кроме того, необходимость трудовой деятельности высока просто потому, что таковая связана с работой мелкой моторики, чисто интеллектуальный труд даже сегодня представить сложно. Даже создание интеллектуального продукта требует навыков работы с клавиатурой и мышью, что является проявлением мелкой моторики и стимулирует развитие мозга, образование новых нейронных связей. Таким образом, трудовое воспитание понимается нами как участие обучающихся в реальной трудовой деятельности, создание ими продукта или услуги, приносящей реальную пользу обществу. Оно является непременным условием формирования активной позиции человека в обществе и заложено в матрице компетенций ФГОС средней школы. 

Второй аспект мероприятия, тесно связанный с трудовым воспитанием, является профессиональное самоопределение. В данном мероприятии вопрос о выборе профессии в меняющемся на наших глазах мире является темой медиапроекта, главной темой социологического анализа данных и важной составляющей деятельности участников проекта, поскольку мы ставим цель дать ребятам возможность создать общественно-полезный продукт, используя имеющиеся у них навыки деятельности профессионального характера – IT-специалистов и социологов «примерить на себя» этот вид деятельности, понять, насколько она им подходит, какие качества им необходимо развивать для развития в этих профессиональных направлениях. 

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Тема мероприятия: реализация и презентация медиапроекта «Самые востребованные профессии XXI в.» Актуальность. 

Актуальность и инноватика предложенного нами мероприятия заключается в том, что оно разработано с учетом изменения способов социального взаимодействия в формирования нового постиндустриального общества, основанного на интеллектуальном и высокотехнологичном труде. На сегодняшний день по прогнозам футурологов наиболее востребованными, кроме специалистов в области здравоохранения и энергетики, являются IT-специалисты разных профилей. Учитывая, что одновременно стоит острая проблема «погружения» молодежи в интерактивную среду, где они получают иллюзию востребованности, зачастую теряя связь с окружающей их жизнью, получая проблемы со здоровьем, важно показать им, что интерактивное пространство может быть также полем для продуктивной социально востребованной деятельности, способом проявить себя и сферой профессиональных знаний. Одновременно мы направляем высокотехнологичные навыки ребят на реализацию ими социально значимой цели. 

Полученный медиапроект призван помочь информировать школьников о наиболее популярных профессиях в ситуации, когда знания старшего поколения о перспективности того или иного профессионального пути утратили свою актуальность и большинство людей дезориентировано, будущее вызывает тревогу, другие же, наоборот, прибывают в ложной уверенности, что вчерашние представления и возможностях гражданина состояться как специалисту все еще актуальны. 

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

Ученики 11 класса. (17-18лет)

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное воспитательное мероприятие опирается на опыт предыдущих мероприятий по трудовому воспитанию (акция помощи ветеранам – бывшим сотрудникам школы, сезонные работы на школьном дворе, сотрудничество с волонтерами-медиками и т.д.) профориентационных мероприятий, в части, бесед с представителями  профессиональных сообществ (беседы «Есть такая профессия – Родину защищать», заседания «Клуба профессиональных знакомтсв») и праздничных мероприятий, в которых ребята формировали навыки публичного выступления, подготовки демонстрационного материала, хроник школьной жизни и т.д. (День рождения школы,  последний звонок,  КВН, квесты по  истории и географии и др.). Данное мероприятие нацелено на создание и презентацию проекта, который затем станет интеллектуальной собственностью школы и будет демонстрироваться ученикам других классов. Полученные навыки работы будут использоваться ребятами при подготовке научных конкурсных проектов, для подготовки выпускного мероприятия в конце 11 класса.  

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

1.Цели и задачи проекта.

Цели:

1.                 создание видеоролика «Самые востребованные профессии XXI в.» и презентация медиапроекта;

2.                 формирования навыков планирования деятельности, работы в команде, коммуникативных навыков;

3.                 формирование ответственного и самостоятельного отношения к выбору профессии. 

Задачи: 

1.                 сбор материала о        представлениях   школьников        о

востребованности профессий;

2.                 сбор материала и анализ прогнозов футурологов;

3.                 обработка полученных материалов, составление ролика. 

Планируемые результаты мероприятия. 

А. результаты разработки медиапроекта. 

Создание видеоролика, соответствующего следующим требованиям.

1.                 Самостоятельность выполнения и использование данных, собранных у реальных респондентов, исключая опору на данные, подчерпнутые из интернета, в вопросе о представлениях школьников о востребованности профессий. 

2.                 Обоснованность выводов, добросовестный сбор и анализ информации. 

3.                 Высокое техническое качество работы, использование видео- и звукового ряда

4.                 Высокие эстетические качества работы.

5.                 Этичность преподнесения материала.  Б. Результат презентации медиапроекта.

Результатом презентации медиапроекта должна стать демонстрация работы и способностей группы учеников, занятых в проекте, повышение их статуса в глазах ровесников, популяризация использования ITтехнологий в социально-значимых целях, в качестве профессиональной деятельности, признание результатов работы школьников руководством и трудовым коллективом школы. Сплочение коллектива участников проекта. Одновременно результатом презентации является формирование знаний о перспективах развития рынка труда и представления о возможностях личностной реализации школьников в связи с выбором профессии в меняющемся мире. 

1.6   Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Формой проведения мероприятия является создание и презентация медиапроекта «Самые востребованные профессии XXI в.». Мы выбрали такую форму в связи с актуальностью профессиональных навыков, которые требуются для создания медиапроекта и потребности мира в условиях пандемии в такого рода проектах, которые помогают ориентировать молодых людей в новой реальности с учетом инертности рынка труда и по форме соответствуют реалиям жизни мира. Особенностью современного этапа развития общества является ускорение исторического времени, усиливающее разрыв поколений. Это ставит перед педагогом новые задачи. Во-первых, реализация образовательной программы предусматривает реализацию заложенных в ФГОС компетенций на уровне «знать», «уметь» и «владеть». В этом помогает привлечение школьников к трудовой деятельности. Во-вторых, необходимо учитывать потребности меняющегося общества и совместить трансляцию базовых социальных ценностей, которые хранятся и передаются семьей и лежат в основе выбора профессии, с запросами и возможностями современного мира. 

1.7   Педагогические технологии ,методы,приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Использование технических средств, инструктаж, беседа, анализ и решение проблемных ситуаций, моделирование, мозговой штурм, работа в команде, эвристическое исследование.

1.8. Ресурсы, необходимые для проведения  и подготовки мероприятия

Кадровые ресурсы: курирование процесса подготовки материала классным руководителем, в случае необходимости – поддержка специалистом по IT.

Оборудование. В качестве оборудования участникам проекта должен быть предоставлен ПК или ноутбук, доступное на протяжении длительного времени рабочее место. Необходимо несколько цифровых носителей информации и ПК, на который интервьюеры будут записывать полученный объем информации. Во избежание вирусных угроз это должен быть отдельный компьютер. Рабочее место должно быть доступно участникам проекта в течение дня, на нем должны соблюдаться требования Санпин по освещению мебели, а также с учетом эпидемиологической обстановки. В условиях пандемии необходимо использование виртуального хранилища информации, созданного специально для реализации проекта. 

Методические ресурсы. Проект должен сопровождаться четким и доступным всем участникам методическими рекомендациями о порядке выполнения работы и поведении в коллективе. 

Информационные ресурсы. Информация для выполнения медиапроекта получается самими школьниками в процессе интервьюирования и анализа имеющихся футурологических прогнозов. Информация о технологии проведения интервью и обработки материала сообщается педагогами.  

Административные ресурсы. По результатам согласования мероприятия с руководством школы, руководство санкционирует такую деятельность и объявляет сотрудникам и ученикам о проводимом мероприятии и рекомендует принять в нем участие. 

1.9 Рекомендации по использованию разработки в практике классного руководителя.

А. Разработка эффективна для проведения профориентационных мероприятий, мероприятий, приуроченных к профессиональным праздникам – Дню учителя, Дню системного администратора и т.д. Она также может использоваться на тематических уроках по обществознанию, факультативных занятиях. 

Б. Рекомендации по формированию рабочей группы для подготовки проекта. 

Исполнителями данного проекта могут стать учащиеся 11 класса образовательной школы. При формировании команды важно, чтобы совокупность участников обладала необходимыми навыками: коммуникативными (обусловлено необходимостью брать интервью), техническими (работа в программах), командной работы. При этом не обязательно все участники команды должны обладать всеми необходимыми качествами. Возможно, будет эффективней, если участники проекта будут разбиты на группы, каждая из которых будет иметь свою сферу ответственности. Педагогу в данном случае отводится координирующая роль, роль третейского судьи на случай возникновения разногласий. 

Мы предлагаем выделить такие группы внутри творческого коллектива: координаторы (2 чел.); сборщики информации (5 чел.), или интервьюеры; технические исполнители (5 чел.); эксперты (2 чел.); отвественные за проведение презентации медиапроекта (2 чел.). Такой большой коллектив, безусловно, требует внимания педагога-координатора. Масштабность поставленной задачи предполагает наличие длительного срока исполнения, четкого планирования и относительно свободного времени у участников. Важный вопрос, который возникает при запуске такого проекта – психологические качества участников. С одной стороны, мы не имеем оснований отстранить от участия в проекте ребят, которые не находят общего языка с другими участниками, поскольку в данном случае приоритетен воспитательный характер работы. С другой стороны, при отборе коллектива исполнителей классный руководитель, зная личные качества своих подопечных, должен предвидеть возможные сложности и организовать работу так, чтобы плохо контактирующие подростки минимально выполняли совместную деятельность. С одной стороны, это разрядит ситуацию, а с другой - не очень тесные вынужденные контакты могут способствовать пересмотру позиций ребят, нахождению общих интересов. Общий успех может способствовать примирению подростков. 

Особенно важно выбрать координаторов. Они должны обладать коммуникативными навыками, владеть навыками ведения переговоров. Возможен вариант – один из них имеет хорошую репутации, а другой обладает качествами командного игрока, для него приоритетнее успех коллектива, чем личная выгода – и тогда данную ситуацию можно рассматривать как возможность повышения адаптации в школьном коллективе второго координатора. 

Подобные же требования предъявляются к интервьюерам. Они также должны обладать эмоциональным интеллектом и эмпатией, поскольку в общении с учениками важно проявить корректность и уважение к семейным ценностям и личным переживаниям интервьюируемого. Для них очень важна добросовестность, пунктуальность и исполнительность. Иначе говоря, ребята с ярко выраженными творческими наклонностями едва ли могут составить костяк этой самой крупной группы. Поскольку в данной группе требуется минимальный уровень взаимодействия между участниками, то личные отношения и психологическая совместимость членов этой группы наименее значимы. 

Техническими исполнителями должны быть ученики, хорошо владеющие программным обеспечением. Среди них обязательно должны быть ребята с творческим складом ума, художественными способностями. В этой группе коммуникативные навыки нужны только на уровне навыков командной работы. Здесь вполне хорошо будут проявлять себя интровертированные ученики, но очень важен психологический климат, поскольку здесь взаимодействие будет происходить максимально тесно. 

Еще одна группа участников отвечает за подготовку и проведение презентации проекта. В их задачи входит рассказ о проделанной работе, ее целях, задачах, результате. Рассказ сопровождается демонстрацией ролика. Для участия в этой группе подойдут ребята, наделенные артистическими способностями, хорошо владеющие навыками публичного выступления. 

Особенно трудно подобрать ребят, которым предстоит стать экспертами. Во-первых, предполагается максимально объективный взгляд на работу с их стороны, стремление выявить соответствие результата предложенным критериям, исключается попытка сведения личных счетов. Во-вторых, они должны иметь максимальную четкость мышления, способность к логическому анализу. Можно допустить обращение к группе учеников с просьбой дать экспертную оценку работы на основе предложенных критериев после завершения работы. Возможно коллективное голосование по вынесенным вопросам, причем в группе учеников, не заинтересованных в результате. 

2.   Основная часть.

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

1.                 Классный руководитель объясняет ученикам суть проекта, задачи и цели работы. 

2.                 Вызывает добровольцев для участия в проекте, проводит отбор (основанием отказа может быть неуспеваемость, требующая срочного погашения академической задолженности, активная занятость в других мероприятиях).

3.                 Педагог, проведя предварительно беседу с ребятами, распределяет их по группам и сообщает им их обязанности. 

4.                 Объявление сроков работы: разработки концепции, сбора материала, технической работы, анализа результатов. Каждому участнику раздаются методические указания для работы (пример см. в приложении)

5.                 Составляется концепция представителями технической группы при активной помощи учителя.

6.                 Начинается сбор материала под контролем координаторов, которые отслеживают соответствие предоставляемой интервьюерами информации концепции работы. 

7.                 Еще во время сбора материала технические исполнители создают макеты, проекты на примере нескольких первых анкет. Они подлежат одобрению координаторами, аналитиками и педагогом.

8.                 После завершения сбора материала начинается техническая работа.

9.                 После завершения этого этапа аналитики оценивают соответствие результата начальной концепции. Критериями оценки могут стать только соответствие утвержденной концепции. Возможны незначительные доработки дизайна. Проверяется техническая сторона полученного продукта. Он должен хорошо работать, качество изображения и звука должно быть четким. 

10.            Апробация материала. 

11.            Апробация материала проводится путем запуска видеоролика на школьном демонстрационном устройстве в присутствии технических сотрудников и администрации школы. Возможно приглашение родственников героев проекта. На данном этапе возможно только исправление фактических ошибок, технических недоработок ролика. 

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия. 

На мероприятии присутствуют: участники проекта, классный руководитель, приглашенные ученики параллельных и, возможно, – младших классов, представители администрации и другие учителя. Мероприятие проходит в холле, или оснащённом демонстрационным оборудованием зале. 

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые коллеги, гости, дорогие ребята! Сегодня мы представим вашему вниманию медиапроект, подготовленный учениками (называет) класса. Для рассказа о проделанной работе я передаю слово участникам. 

Первый ведущий: здравствуйте, уважаемые гости, ребята (назвать по имени, отчеству с представителя администрации школы, учителей, возможно – гостей школы.)  Наша группа на протяжении (назвать период работы над проектом) разрабатывала медиапроект «Самые востребованные профессии XXI в.». Нам в этом помогали (назвать учителей, административных сотрудников, описать выборку респондентов). Сегодня мы представим вам результаты этой работы и расскажем, как мы готовили наш проект. Данная работа выполнена ребятами, которые хотят в будущем связать свою жизнь с социологическими исследованиями, историей, IT-технологиями, неравнодушными к судьбе и исторической памяти нашего Отечества и нашей школы. На сегодняшний день специалисты в этих областях становятся все более востребованы. Мы попробовали применить имеющиеся у нас навыки в этих областях. Ребята убедились на практике в том, что хотят получить образование и связать свою жизнь с этими профессиями. Мы также поняли, какие сложности ждут нас в будущем и какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы успешно освоить эти профессии. 

Второй ведущий. Первая группа наших одноклассников (называет имена) проводила анкетирование и сбор данных у учеников нашей школы, обрабатывала полученные сведения и передавала их группе технических специалистов и дизайнеров (называет имена). Их задача состояла в том, чтобы разработать модель представления результатов анкетирования и анализа данных футурологов. Далее они включали полученные сведения в модель. Потом эксперная группа оценивала готовность работы к демонстрации и запуску проекта. Теперь это видео будет демонстрироваться в холле нашей школы и обсуждаться на беседах по профессиональному самоопределению и на уроках обществознания.

Первый ведущий: предоставим слово ребятам-исполнителям проекта. 

Далее представитель от каждой рабочей группы рассказывает, какие цели они ставили, какого результата хотели добиться, с какими трудностями столкнулись – по 2-3 мин. на выступление. 

Классный руководитель: спасибо, ребята. А теперь посмотрим, какой ролик получился в итоге. 

Просмотр ролика. 

Классный руководитель приглашает гостей мероприятия выступить и поделиться своими впечатлениями от увиденного (3 - 4 мин. на одно выступление).

Классный руководитель: ребята, давайте подведем итог. Давайте еще раз вспомним, чем занимаются футурологи?

(Ответ: прогнозированием будущего человечества)

Классный руководитель: какие профессии, по их мнению, будут наиболее востребованы в будущем? (Ответ в соответствии с подборкой, предложенной в презентации).

Классный руководитель: как вы понимаете выражение: «профессия востребована»? (Ответ: имеется много рабочих мест по этой специальности, высокий уровень оплаты труда, благополучие общества зависит от работы специалистов).

Классный руководитель: совпало ли мнение футурологов и наших учеников? Почему? (возможны разные варианты ответа, рассуждения).

Классный руководитель: перечислите, какие профессии будут наиболее востребованы по прогнозам футурологов? 

Первый ведущий: уважаемые гости, ребята, спасибо Вам за проявленное внимание и добрые отзывы, конструктивные советы. Надеемся, что будем участвовать в новых проектах и наши одноклассники будут стремиться найти свое место в жизни общества, понимая, какие специалисты нужны в современно меняющемся мире и одновременно помня о вечных ценностях, которые позволяет человеку претворять в жизнь служение профессии. А сейчас мы с вами прощаемся. До новых встреч. 

          

Приложение 1. 

 

Методические рекомендации к работе над медиапроектом

«Самые востребованные профессии XXI в.»

 

1.     При работе над проектом следует четко соблюдать сроки выполнения этапов работы.В случае, если участник вынужден временно отстраниться от работы, необходимо сообщить об этом учителю. 

2.     При составлении анкеты необходимо ознакомиться правилами

                        составления         анкеты         Источник:         [Электронный                ресурс]

https://infourok.ru/pravila-podgotovki-k-intervyu-dlya-detey-ot-do-let-374050.html

3.     При сборе информации необходимо соблюдать вежливость, а также санитарно-гигиенические требования. 

4.     Собранные данные необходимо в срок предоставлять координаторам проекта (результаты предоставляются в конце каждой недели).

5.     При возникновении сложностей необходимо срочно обращаться к учителю. 

6.     При подготовке ролика запрещено использовать готовые образцы из интернета, поскольку это считается плагиатом. 

7.     Необходимо еженедельно сохранять промежуточные результаты работы над роликом. 

8.     При возникновении технических сложностей обращаться за помощью к IT специалисту (указывается, кто в данном случае будет помогать ребятам).

9.     Работа выполняется самостоятельно участниками проекта. 

10. При возникновении спорных моментов, касающихся содержания и оформления проекта, обращаться в первую очередь к координаторам. Если проблему не удалось решить, то к учителю. 

11. При подготовке презентации необходимо оповестить всех участников проекта, приглашение гостей зависит от санитарноэпидемиологической ситуации. 

Документы

Самые востребованные профессии XXI века.